Искусственный интеллект «ворвался» в повседневность, и уже стал частью нашей жизни. Учеба, развлечения, работа и исследования – везде, так или иначе, используется ИИ, в виде нейросетей. Да, это далеко не тот искусственный интеллект, который описывали фантасты – с самосознанием и мгновенной эволюцией, получением эмоций и желаний. Но еще все впереди. А пока ИИ представляет собой компьютерную программу, полезно будет изучить его историю. Тем более история искусственного интеллекта началась не недавно, и даже не в XXI веке.
Началом истории искусственного интеллекта стоит считать 1943 год. В этом году была опубликована статья Уоррена Маккалоу и Уолтера Питтса, в которой авторы подробно описали математическую модель нейронной сети. А в 1949 году нейропсихолог Дональд Хебб опубликовал книгу, в которой описывал теорию о построении и развитии нейронных путей в мозге.
Итак, история создания искусственного интеллекта началась с двух, казалось бы, разных теорий: математической модели и открытия в нейробиологии.
В 50-х годах от теорий перешли к практике:
В 1956 году было создано понятие «Искусственный интеллект», а через два года Джоном Маккарти был разработан язык программирования ИИ Lisp. Первый проект искусственного интеллекта был основан в 1959 году, Джоном Маккарти и Марвином Мински, в Массачусетском технологическом институте.
Начало истории ИИ было бурным и многообещающим. Разрабатывались новые языки программирования, программы и алгоритмы, но уже к началу 70-х годов стало очевидным отсутствие прогресса, связанное с недостаточными мощностями. Началась первая «зима ИИ». Первая ветвь эволюции искусственного интеллекта оказалась тупиковой.
«Оттепель» началась в 1980 году, с разработкой R1 – первой успешной экспертной системы. Упор на экспертные системы и разработку мощностей для них сделали в США и Японии. Даже сформировался рынок машин Лиспа – компьютеров, созданных для работы на языке программирования ИИ Lisp. Но уже в начале 90-х, с появлением более дешевых машин, рынок рухнул. Вторая «зима ИИ», вторая тупиковая ветвь развития.
Но в тех же 90-х появилась новая концепция – «интеллектуальный агент». Под ней подразумевалась система, которая может сама выполнять задание, выданное человеком. Подтверждением справедливости нового пути стала победа компьютера над человеком: 1997 году, в шахматном турнире, компьютер IBM Deep Blue победил Гарри Каспарова – чемпиона мира по шахматам.
Но самое бурное развитие началось в 2000-х годах. Более мощные компьютеры, интернет, мобильные технологии – все это требовало новых решений, для обработки огромных массивов данных. И решение было найдено. Результатами изысканий мы пользуемся сегодня.
Современные нейросети кажутся невероятно умными и способными на все. Вот-вот обретут самосознание, захотят власти над миром или устроят глобальную войну. Но – нет. Современный ИИ на это неспособен, так как, при всех его возможностях он – потомок Т9.
Именно технология, которую ученые называют «языковой моделью», стала пра-пра-родителем нейросетей в том виде, в котором мы их знаем сегодня. Кратко процесс развития выглядит так:
Эволюция бурная, но принцип работы и Т9, и все того же ChatGPT не изменился. Это языковое моделирование, то есть, предсказание следующего слова с учетом контекста. И чем больше данных у нейросети, тем больше у нее возможностей.
История развития искусственного интеллекта началась в США, и все этапы эволюции ИИ происходили там же. Именно в этой стране были сделаны первые шаги в области машинного обучения, разрабатывались целые программы исследований.
В 80-х годах свои шаги в этой сфере сделала Япония, но ее программы оказались неэффективными.
В исследованиях и развитии машинного обучения, естественно, принимали участие компании, связанные с компьютерными технологиями:
Не стоит думать, что история искусственного интеллекта в России началась в последние годы. Нет, у нас тоже велись собственные разработки. В 1962 году, в Зеленограде было разработано устройство, которое могло рассчитывать траектории летательных аппаратов и прогнозировать другие события. То есть, уже в 60-х годах, в СССР, работали над машинным обучением. Большой вклад в этой сфере сделал Виктор Глушков, и многие его разработки используются до сих пор.
Если изучать историю ИИ в России, от громоздких машин на перфокартах до современных нейросетей, получим такую хронологию:
Развитие ИИ В СССР было не менее успешным, чем в США. До 70-х годов – с 1975 года начало сказываться техническое отставание. Сегодня Россия отстает от западных стран на 5-7 лет, поэтому новые разработки основаны на исследованиях и работах, сделанных в США. Но это касается нейросетей, ИИ в том виде, в котором мы знаем его сейчас.
Аналитики и футурологи расходятся в прогнозах. Но, скорее всего, ветвь ИИ, основанная на языковом моделировании, не получит качественно иного развития. Нейросети станут умнее, производительнее, но останутся в своих рамках.
Качественный переход от простой программы к полноценному ИИ с самосознанием, подобным человеческому, возможен только с использованием квантовых технологий и бионических систем, открытий в других направлениях науки. Первые шаги в эту сторону уже сделаны, в том числе, и в России. Какой будет история развития ИИ в будущем – покажет время.