Chat GPT

Искусственный интеллект в образовании

Chat AI
#chatgpt #бесплатно
image

Искусственный интеллект (ИИ) обсуждают все. Его потенциал внедряют и используют во многих направлениях деятельности. Образовательный процесс — одна из отраслей, где применяют ИИ.

Рассмотрим в статье, какие преимущества дает искусственный интеллект в образовании и какие возможности предлагает. Отметим потенциальные риски и вызовы и практические шаги для успешного внедрения в эту сферу деятельности.

Как это влияет на образование

Использование технологий искусственного интеллекта — главный тренд в образовании. По предварительным оценкам, к концу десятилетия объем рынка ИИ увеличится на треть. Педагоги предрекают революционные изменения в образовательном процессе и репетиторстве. Однако и они, и эксперты затрудняются с точной оценкой влияния технологии на сферу. По их словам, результат может быть как положительным, так и отрицательным. Нужен баланс, чтобы, с одной стороны, использовать все плюсы и сделать процесс более индивидуальным, а с другой — не потерять человеческий элемент и дух наставничества.

Где используется искусственный интеллект

Искусственный интеллект предлагает образованию новые цифровые возможности. Одной из тенденций стало адаптивное обучение: анализ данных выявляет слабые места ученика, после чего система предлагает дополнительные материалы для самостоятельной работы или разбора вместе с преподавателем.

Эксперты выделяют основные области использования ИИ:

  1. Обучение «гибким навыкам», или софт-скиллам. Эта способность искусственного интеллекта используется в высшем образовании или научной деятельности. Предварительная диагностика студентов/аспирантов позволяет сформировать рабочие группы на основе личностных характеристик и навыков, которые потребуются для решения конкретной задачи.
  2. Автоматизация проверки заданий и других процессов. Пока что ИИ применяют при заданиях с простыми алгоритмами: понимание правил, выбор из нескольких вариантов. Задачи с открытыми ответами (эссе) машине пока не подвластны, но — только пока.
  3. Аналитика. Предсказательная аналитики используется для контроля успеваемости. Аналитика учебных материалов позволяет оперативно отследить материалы и темы, которые плохо усваиваются или просто неудачно составлены.
  4. Персонализированное обучение. Анализ данных показывает индивидуальные потребности каждого студента и предлагает персональный план и методики обучения.
  5. Игровой процесс обучения. Технология ИИ способна составлять обучающие игры, где важно использовать критическое мышление и решать конкретные проблемы. Интерактивные сценарии дают учащимся возможность применить полученные знания на практике и поучаствовать в реальных кейсах.

Примеры использования

  1. Технологией активно пользуется Институт русского языка им. А. С. Пушкина: составляют план занятий, отталкиваясь от прогнозов по среднему времени, которое потребуется студентам для выполнения заданий. Использование искусственного интеллекта в образовании позволяет визуализировать конспекты, сделать доклады нагляднее. Нейросети, генерирующие изображения, незаменимы при подготовке презентаций. Текстовые сети помогают при анализе данных, поиске закономерностей и составлении плана работы.
  2. Лаборатория искусственного интеллекта «Сбер» предлагает использовать нейросети для составления конспектов. Одна модель составляет стенограмму из аудиозаписи, а другая вычленяет ключевые слова. Полезно как студентам, так и методистам.
  3. Таким образом, ИИ полезен в тех случаях, где процесс поддается алгоритмизации, и других повторяющихся задачах. Здесь цифровые технологии справляются не хуже человека.

Минусы и плюсы

  1. Несмотря на все преимущества для процесса образования, нельзя забывать о потенциальных минусах искусственного интеллекта.
  2. Из плюсов педагоги выделяют:
  • эффективность обратной связи и повышение точности оценки;
  • индивидуальный подход в обучении, система личных тьюторов;
  • круглосуточная доступность для студентов, выстраивание личного темпа работы;
  • персональная вовлеченность учащихся, повышение мотивации и заинтересованности.

Главной проблемой цифрового подхода называют конфиденциальность. На первый план выходит проблема безопасности данных. Работа алгоритмов искусственного интеллекта построена на оперировании большим массивом личных данных учащихся, которые нуждаются в защите от несанкционированного доступа.

Среди других проблем отмечают:

  • большие единовременные затраты для внедрения системы в образовательный процесс и регулярные траты на обслуживание;
  • зависимость от интернет-соединения и других технологий;
  • потребность в регулярном обновлении, отслеживания рынка высоких технологий;
  • ограниченность взаимодействия, бессилие машины в тематике межличностных отношений и морально-этической сфере;
  • потенциальные ошибки алгоритма и риск предвзятости: некорректно введенные данные могут быть усилены при обработке, что дает искаженный результат при анализе.

Выводы

Использование технологий ИИ способно значительно улучшить образовательный процесс. При правильной реализации это оптимизирует время как преподавателей и методистов, так и студентов. Разумеется, он не заменит учителей в полной мере, но станет полезным инструментом для эффективного и рационального обучения.

При внедрении технологии важно учитывать все плюсы и минусы, обращать внимание на защиту персональных данных и минимизировать потенциальные риски.

← Прошлая статья Назад в блог Cледующая статья →